Что такое троллейный шинопровод и зачем он нужен в промышленности

В мире промышленности бесперебойность производства и эффективность являются ключевыми факторами успеха. Поэтому вопрос надежного энергоснабжения оборудования стоит особенно остро. Стационарная прокладка кабелей к подвижным механизмам — кранам, тельферам или конвейерам — часто оказывается неудобной, небезопасной и недолговечной. Решением этой задачи давно стал отраслевой стандарт — использовать троллейный шинопровод. Это инженерная система, которая обеспечивает подачу электроэнергии подвижным машинам и механизмам. Давайте разберемся, что же такое троллейные шинопроводы и какую роль они играют в современной промышленности. Статья поможет вам не только разобраться в теме, но и правильно выбрать и купить троллейный шинопровод.

Шинопровод для тельфера

Что такое троллейный шинопровод

Троллейный шинопровод — это система готовых решений для питания передвижного промышленного оборудования, которое кардинально повышает безопасность и надежность энергоснабжения и значительно снижает эксплуатационные расходы. Если говорить проще, он нужен там, где технике нужно постоянно двигаться и ей нельзя отключаться от розетки. На фото вы видите, как выглядит этот технологичный продукт.

Фото троллейного шинопровода

Основные сферы и цели применения троллейных шинопроводов

Основное назначение этого электрооборудования — это:

Во-первых, питание мостовых и козловых кранов. Это самая распространенная область применения. Троллейный шинопровод прокладывается вдоль подкрановых путей, а на кране устанавливается специальный токосъемник («троллей»). Он скользит по шинам и подает электроэнергию на все двигатели крана.

Во-вторых, электроснабжение технологического транспорта. Это электрокары и погрузчики в больших цехах или на складах. Подвесные и напольные конвейерные системы со сложной траекторией движения.

В-третьих, обеспечение работы передвижных машин и механизмов. Это тельферы и тали, подъемные платформы, перемещаемое оборудование в сборочных цехах.

Как устроен троллейный шинопровод

Конструкция троллейного шинопровода продумана так, чтобы обеспечивать максимальную безопасность, надежность и долговечность. Давайте разберем его по частям. Основная концепция — это защитный короб, внутри которого проложены изолированные токопроводящие шины. По ним скользят токосъемники, установленные на подвижном оборудовании.

Конструкция троллейного шинопровода

Ключевые компоненты конструкции

1. Защитный корпус (кожух)

Изготавливают из прочной листовой стали, алюминиевого сплава или высококачественного пластика ПВХ, как на фото выше. Пластик устойчив к ультрафиолету, ударам и агрессивной среде.

Функция кожуха — защита от случайного прикосновения людей к токоведущим частям, а также от попадания пыли, влаги, металлической стружки и других посторонних предметов, которые могут вызвать короткое замыкание.

Конструкция шинопровода секционная, сборно-разборная, длина одной секции, как правило, 4 метра. Разборная конструкция удобна для монтажа и обслуживания.

2. Токопроводящие шины

Это сердце системы. Шины изготавливаются из меди или алюминия — материалов с высокой электропроводностью. Они имеют профилированную форму, например, прямоугольное сечение, для оптимальной площади контакта. Шины жестко закреплены внутри корпуса с помощью изоляторов на определенном расстоянии друг от друга, чтобы предотвратить короткое замыкание между фазами и нулевым проводом.

3. Система изоляции

Изоляторы удерживают шины внутри корпуса и обеспечивают электрическую изоляцию между ними и от корпуса. Изготавливаются из высокопрочных диэлектрических материалов, например, специальный пластик, керамика. Диэлектрический кожух также является частью системы изоляции.

4. Токосъемник

Это троллей, токосъемная головка. Устройство, установленное на подвижной машине (кране, тельфере). Именно оно контактирует с шинами и передает электроэнергию на двигатели и системы оборудования.

Обычно троллей состоит из нескольких пар токосъемных роликов (полозьев) или скользящих щеток. Для их изготовления используют износостойкие материалы, такие как графит или специальные сплавы. Каждая пара контактирует со своей фазной шиной.

Устанавливается на изолирующей траверсе, которая обеспечивает необходимое контактное давление и компенсирует возможные перекосы системы.

5. Соединительные элементы (комплект стыковочный)

Нужны для создания длинных линий шинопроводов, стыкует секции.

6. Комплектующие для монтажа

Подвесы и кронштейны нужны для крепления шинопровода к строительным конструкциям — колоннам, фермам, стенам или непосредственно к путям крана.

Концевые заглушки устанавливают в начале и в конце линии для защиты от попадания внутрь мусора и для дополнительной электробезопасности.

Ответвительные коробки позволяют создать точку для стационарного отбора мощности от шинопровода.

Чем отличаются силовой и троллейный шинопровод

Силовой шинопровод предназначен для стационарной разводки электроэнергии, например, от щитка к станкам по цеху. Токопроводящие шины заключены в общий кожух, а подключение оборудования происходит через ответвительные коробки.

Троллейный предназначен для подвижных потребителей, например, краны и тельферы. По его токоведущим шинам скользят подвижные токосъемники, установленные на оборудовании. Это позволяет подавать питание на движущиеся объекты. По сути троллейный шинопровод — это «рельс» для перемещения токосъемников.

Троллейная шина E-Line TBX-E
Шина E-Line TBX-E

Преимущества троллейных шинопроводов

На фото вы видите троллейную шину E-Line TBX-E от компании «Селект». Даже визуально видно его преимущества по сравнению с гибкими кабелями, которые волочатся по полу или подвешены на лотках. Такой шинопровод:

  • Повышает безопасность, так как токоведущие части надежно закрыты изолирующим кожухом, что исключает риск короткого замыкания и случайных прикосновений.
  • Снижает риск возгорания, так как исключает обрыв и перетирание кабелей. Обеспечивает стабильный контакт и подачу энергии без перебоев.
  • Снижает эксплуатационные расходы, поскольку он долговечен и не требует частой замены, в отличие от кабелей, которые быстро изнашиваются.
  • Повышает возможности расширения, так как систему можно легко нарастить, укоротить или перенаправить при изменении конфигурации производственной линии.

Заключение

Итак, троллейный шинопровод — это не просто способ подать электропитание на подвижное промышленное оборудование. Это промышленная инфраструктура, которая обеспечивает мобильность, безопасность и эффективность ключевых процессов на заводе, в цеху или на складе. Конструкция троллейного шинопровода — это тщательно продуманный модульный конструктор, где каждый элемент служит одной цели: обеспечить безопасную, бесперебойную и долговечную подачу электроэнергии к подвижным потребителям в суровых промышленных условиях.

©ehto.ru

Добавить комментарий